Как развить образное мышление | 17:17 |
Кто-то может представить красочную картину, а затем изобразить ее на бумаге. Кто-то рисует в уме план помещения, меняет его, наполняет различными предметами. Кто-то подробно пересказывает ход исторической битвы или, слушая музыку, "видит" ее. А кому-то большая часть таких умственных манипуляций недоступна. Все дело в том, что у одних людей хорошо развито образное мышление, а другим еще необходимо потренироваться.
Чарльз Диккенс утверждал: "Я не сочиняю содержание книги, но вижу его и записываю". А Антуан де Сент-Экзюпери подчеркивал, что "нужно учиться не писать, а видеть. Писать – это следствие". Однако не стоит думать, что воображение требуется в основном людям творческим – писателям, композиторам, художникам. Любому профессионалу оно необходимо ничуть не меньше. Химики пользуются им, чтобы представить себе молекулярные связи, портные прикидывают, как будет сидеть платье, физики-теоретики создают абстрактный мир элементарных частиц, бизнесмены рисуют перспективы развития своего дела, шахматисты разрабатывают стратегию игры. Даже грузчики, чтобы собраться с духом, создают мысленную картину подъема шкафа на десятый этаж.
Наша учительница физики Лариса Петровна умела донести свой предмет до каждого. "Вот едет па-ро-воз, – произносила она, тут же сгибала руки в локтях и принималась двигать ими взад-вперед, демонстрируя, как именно он едет. – Движет его паровая машина. Вот о ее устройстве мы и поговорим. Представьте себе чайник (и руки рисовали в воздухе его контуры). Вот он стоит на газу, пыхтит, пар вырывается, поднимает крышку, крышка подпрыгивает, звенит..." Естественно, после такого начала никаких проблем с пониманием механизма не возникало даже у двоечников. Кстати, сама идея оной машины явилась ее создателю Джеймсу Уатту именно тогда, когда он бросил взгляд на крышку кипящего чайника.
Когда мы узнаем что-то новое, то сначала получаем сведения от наших органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса. Чем больше "данных", тем более полно складывается "картинка". На ее основе возникает образ предмета или явления, затем мы его логически осмысляем и наконец облекаем в слова. Мы привыкли полагаться на речь и логику, но не всегда этот путь – кратчайший. Попробуйте, например, спросить кого-то, что такое рябь. Девять человек из десяти, объясняя, примутся жестикулировать. Всем знакомо состояние "как собака" – когда кажется, что абсолютно все понимаешь, но словами выразить не можешь. Да и не всегда это нужно. Николай Тесла – изобретатель флуоресцентной лампы, генератора переменного тока и высоковольтной передачи – трехмерный зрительный образ сложной машины рисовал просто в своем воображении – до мельчайших деталей. Ученый умел проверять работоспособность каждой изобретенной им машины, мысленно запуская ее и полностью контролируя работу всех составных частей в течение нескольких недель. Даже таких вершин воображения можно достичь путем тренировок, а уж просто "подкачать мускулы" образного мышления по силам любому.
Когда мы слышим знакомое слово, конечно же, представляем себе его и зрительно. Вопрос только в том, насколько долго мы можем удержать этот образ и насколько он подробный. Ведь часто же случается, что даже в процессе чтения книги или статьи мы теряем нить повествования. Что уж говорить о том, чтобы вспомнить "картину" через некоторое время. Помогут тренировки. Чтобы сформировать четкий образ чего-либо, восстановите в памяти его форму, пропорции, цвет. Сначала будет непросто. Попробуйте некоторое время смотреть на предмет, затем с закрытыми глазами представляйте его, а потом снова взгляните на объект и сравните его с тем, что вы вообразили. Дайте себе время, и образы будут появляться быстрее и становиться ярче и устойчивее. Но самое приятное – вы станете намного внимательнее, начнете глубже оценивать происходящее вокруг вас и не только смотреть, но и видеть. Практиковаться можно на чем угодно: хорошо знакомых предметах обихода (ручки, книги, посуда), одежде, машинах, зданиях, узорах на обоях, лицах людей. Сядьте поудобнее и закройте глаза. Представьте себе вкусное сочное яблоко. Сфокусируйтесь сначала на форме, а затем погрузитесь в детали. Какого оно цвета? Окрашено равномерно или есть переходы оттенков? Где оно находится? Как пахнет? Постарайтесь ощутить во рту его вкус. Почувствуйте в руке вес. Может быть, в первый раз не получится вызвать яркий образ. Некоторые поначалу видят лишь черно-белое изображение, а многие не могут удержать его более нескольких секунд. Чем больше упражняться, тем ярче и отчетливее будет ваше видение. Вообразите, что можете регулировать качество изображения так же, как настраиваете бинокль. Сначала установите резкость – вот вы уже можете различить мелкие точечки и черточки на кожуре. Затем поверните колесико настройки так, чтобы изображение получилось расплывчатым. Затем снова сделайте его резким. Попеременно формируйте то четкую, то расплывчатую картину, пока это не станет для вас элементарно просто. Теперь попробуйте изменить картинку. Например, "отрастите" яблоку черенок с листочком. Посадите на лист бабочку. Кстати, бабочку тоже представляйте во всех подробностях – с золотистыми узорами и пятнышками на крылышках, с длинными, мохнатыми усиками. А теперь попытайтесь "увидеть" ее не прекрасной, а... безобразной. "Когда я начинал делать мультики, компьютеры были еще слабенькими, на прорисовку простейшего движения уходило минут пять-десять. Неудивительно, что каждая моя ошибка выливалась в часы потраченного зря времени. Я приучил себя сначала создавать движущуюся картинку в уме. Тренировался по собственной схеме. Представлял шар, раскрашивал его, "заставлял" вращаться, затем мысленно помещал его перед собой, сдвигал вправо, влево, отправлял за спину, снова ставил перед собой. Я "отращивал" ему ручки и ножки, уменьшал, увеличивал... Затем, не теряя из виду первый шар, создавал второй, третий. Сейчас некоторые свои анимационные сюжеты я полностью составляю, пока еду на работу. Остается включить компьютер и просто записать". Освоившись с реальными предметами, приступайте к тем, которых вы никогда не видели: единорог, Пегас, шоколадная река, двадцатиногий муравей... Если вы четко видите все двадцать ног, значит, вы уже мастер.
Сколько раз мы "промахивались" с оттенком обоев или мебели. А вот если бы умели "окунаться в цвет", ошибок было бы меньше. Начать можно с конкретного объекта, например голубой чашки. Увеличивайте ее до таких размеров, чтобы она полностью заполнила ваше мысленное пространство. Попробуйте сделать этот тон более ярким, более тусклым. Теперь вообразите себе другие цвета радуги. Если это не составляет труда, "нарисуйте" переход одного цвета в другой: красный в синий с промежуточными оттенками. Получилось? Следующий шаг – вообразить такую картину: над вами красный цвет, слева – голубой, справа – зеленый. Занимайтесь, пока не сможете легко удерживать в поле внутреннего зрения все три цвета одновременно. Слуховое воображение можно тренировать, мысленно воспроизводя знакомые мелодии и звуки (птичий щебет, шум моря, гул самолета). Для начала просто хлопните в ладоши и прислушайтесь к звуку. Через некоторое время воссоздайте звук в уме. Проделайте это несколько раз, пока не научитесь воспроизводить хлопок в уме по желанию. Измените качество звука, мысленно поменяв место звучания. Представьте, что звук идет сверху, слева, сзади. Вообразите его громче, затем нежнее. "Услышьте" его в маленьком объеме, например в стенном шкафу, затем в огромном помещении, например в спортзале. Проделайте то же самое с другими звуками, с голосами. Между прочим, студенты-звукорежиссеры тренируются именно так. Манипуляции с различными запахами и вкусами тоже пригодятся любому человеку, а профессионалам без этого и вовсе не обойтись. "Когда я стажировалась в одной из кулинарных школ во Франции, преподаватели постоянно давали нам специальные упражнения на развитие вкусовых ощущений. Но чтобы придумать новое блюдо, нужно уметь компоновать продукты. Нам предлагали продегустировать в уме огуречный рассол с мороженым, спагетти с вареным картофелем, селедку с сахаром, капустный салат с манной кашей, пиво с шоколадом, молоко с апельсиновым соком и прочие неожиданные сочетания, а затем выбрать из них те, которые могут оказаться вкусными".
Мне в свое время совершенно не давалась геометрия. Особенно досаждали всякие объемные фигуры. И тогда преподаватель предложил мне перед тем, как решать задачу, просто "залезть внутрь" шара, конуса или пирамиды. "Не спеши, – советовал он, – вначале осмотри фигуру со всех сторон. Обрати внимание на то, как расположены грани по отношению друг к другу снаружи и изнутри". Геометрию я все равно не полюбила, но задачки решать научилась. А сейчас помогаю сынишке справляться с заданиями о вышедших навстречу друг другу пешеходах – прежде всего мы их рисуем. Ведь большая часть математических операций выполняется с воображаемыми объектами, и если их представлять, то и суть будет понятной. "Когда я пытаюсь вникнуть в чьи-то объяснения, я придумываю примеры. Скажем, приходят чрезвычайно возбужденные математики с новой теоремой. Пока мне рассказывают ее условия, я в уме строю нечто, что полностью под них подходит. Это легко: множество – это мяч, два непересекающихся множества – два мяча. Затем, по мере роста количества условий, мои мячики приобретают цвет, у них отрастают волосы или что-нибудь еще. Наконец, если математики выдают какую-то идею о мяче, а она совсем не подходит к моему волосатому зеленому мячику, я тут же говорю: "Неверно!" Этот метод годится не только для точных наук. Он отлично подойдет для всего, начиная с философских теорий, заканчивая написанием сценария вечеринки.
Научившись представлять себе предметы, звуки, запахи и вкусы, можно переходить к чувствам. Рисуя себе эмоционально окрашенную картину, мы ощущаем себя так же, как если бы объект воображения действительно находился перед нами. Представьте, что стоите на берегу моря. Или создайте образ присутствия любимого человека. А теперь попробуйте вызывать у себя ощущение без "картинки". Например – чувство изумления, не имея при этом в виду никакого конкретного объекта или воспоминания. Попытайтесь представить желание, ничего не желая. Насколько наглядно вы можете мысленно воспроизвести надежду, радость, удовольствие, любовь, гнев, апатию? И наконец, идеи! Представьте себе идею гармонии или красоты. Она может возникнуть в виде зрительного образа – конкретного или абстрактного, а может придти и как ощущение. Рассмотрите ее или прочувствуйте. И кто знает, вдруг теперь вы сумеете ее воплотить как художник, композитор, архитектор, создатель модной коллекции? Ведь развитие навыков управления собственным воображением повышает творческие способности.
Силой воображения можно избавиться от стресса и получить позитивный настрой. Картины, которые мы рисуем перед своим мысленным взором, благодатно влияют даже на наше тело. Игрок в гольф Джек Николс, прежде чем сделать удар, прокручивал его перед глазами, как в кино. В своем воображении он не только видел то место, куда хотел закинуть мяч, но и траекторию полета. А у олимпийского десятиборца Брюса Дженнера все четыре года, что он готовился к Олимпийским играм, в комнате была укреплена перекладина, напоминающая планку для прыжков. Как только Брюс садился на диван, он сразу же бросал взгляд на перекладину и в уме перепрыгивал через нее. В 1976 году он стал олимпийским чемпионом. "Я учу деловых людей выступать перед аудиторией. Тем, кому предстоит выступить с докладом или принять участие в презентации, я советую набросать для себя ряд мысленных сценариев. Начать нужно с самого безупречного варианта – вообразите, что вы находитесь в отличной форме и все идет так, как надо. Затем представьте, что события развиваются близко к желаемому, но не безупречно. И наконец – полный провал. Обыгрывая два последних варианта, вы готовите себя к тому, чтобы спокойно справиться с непредвиденными, независящими от вас обстоятельствами. Просто рассмотрите такие возможности и отбросьте их подальше. Сконцентрируйте внимание на идеальном сценарии, проиграйте его в уме и таким образом подведите себя к возможности отлично исполнить свою роль. Я и сама пользуюсь этим приемом перед своими тренингами.".
Остановитесь на каком-нибудь захватывающем моменте художественной книги и продолжите его в своем воображении хотя бы в виде краткого плана на бумаге. Теперь дочитайте эпизод до конца и сравните, сильно ли ваш сюжет расходится с авторским. Поупражнявшись две-три недели, вы заметите, что несовпадений будет все меньше и меньше. А забавное занятие поможет развить не только воображение, но и способность предвосхищать события. Нравятся вам такие перспективы? Тогда свой навык "играть" образами подкрепите еще и знаниями, логикой и умением выражать чувства словами. Как метко заметил французский эссеист Жозеф Жубер, "тот, кто обладает воображением без эрудиции, имеет крылья, но не имеет ног".
| |
Просмотров: 2468 |
Добавил: jasmin_121
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |